- ПОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ
ПО́ВЕСТЬ ДРЕВНЕРУ́ССКАЯ, жанр древнерусской литературы (XIXVII вв.), объединяющий повествовательные произведения разного характера. Жанровые указания в памятниках литературы Древней Руси не отличались устойчивостью: повестью называли и сказания («Сказание и повесть »), и жития («Повесть и житие »), и даже летописные своды («Повесть временных лет»), а с другой стороны, одно и то же произведение могло носить в рукописях различные жанровые определения (напр., «Повесть о Басарге» называлась то повестью, то словом, то сказанием). Первоначальное значение термина «повесть» близко к этимологическому; в средневековой письменности повести являются той наиболее общей жанровой формой, в которой перекрещиваются все повествовательные более узкие жанры.
Появление П. д. неразрывно связано с возникновением русской литературы. В Киевской Руси были хорошо известны переводные нравоучительные («Повесть об Акире Премудром», «Повесть о Варлааме и Иоасафе» см. «Варлаам и Иоасаф») и воинские повести («История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние»). Большая часть оригинальных П. д. XIXII вв. сохранилась в составе летописей: П. д. о княжеских преступлениях (об ослеплении Василька Теребовльского, об убийстве Игоря Ольговича), о русско-половецких войнах (рассказ Ипатьевской летописи о походе на половцев 1185 князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве»). Напряженная борьба русского народа за независимость в XIIIXV вв. отразилась в целом ряде выдающихся воинских повестей (летописные повести о битве на Калке и нашествии Батыя; «Повесть о разорении Рязани Батыем»; памятники Куликовского цикла летописная повесть, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). В духе воинских повестей написаны некоторые княжеские жития («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте», позже жизнеописания князей в «Степенной книге», XVI в.); эти своего рода историко-биографические повести основаны на христианско-провиденциальном, торжественно-риторическом описании подвигов князей-ратоборцев.
В XIVXV вв. развивается особый жанр легендарно-исторических повестей (цикл сказаний об архиепископе Иоанне Новгородском, в т. ч. «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», «Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о Меркурии Смоленском»). В XV в. появляется много повестей беллетристического характера как переводных («Сербская Александрия», «Сказания о Соломоне и Китоврасе», «Стефанит и Ихнилат»), так и оригинальных («Повесть о старце, просившем руки царской дочери», «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге»). Важное значение для судеб воинской П. д. имела «Повесть о Царьграде», 2-я половина XV в., Нестора-Искандера; влияние ее обнаруживается в памятниках XVI в. «Казанской истории» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». На рубеже между волшебной сказкой и житием находится «Повесть о Петре и Февронии» о «святой в миру»: мудрой, верной и благочестивой жене.
События «Смутного времени» (конца XVI начала XVII вв.) способствовали вторжению в историческую П. д. публицистических мотивов («Повесть о видении некоему мужу духовну», 1606, протопопа Терентия, «Новая повесть о преславном Росийском царстве», рубеж 1610 1611, и др.). XVII в. характеризуется широким распространением повести как жанра. Воинская П. д. использует народно-поэтические мотивы (цикл Повести об Азове, «Повесть о Сухане»). Возникают памятники исторической беллетристики («историческое баснословие»), где история играет несущественную роль или подчинена вымыслу («Сказание об убиения Даниила Суздальского и о начале Москвы», «Повесть о Тверском Отроче монастыре»). Появляются житийно-биографические повести о подвижничестве в миру семье и домашней жизни («Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Марфе и Марии»), повести нравоучительно-бытовые (книжно-беллетристическая «Повесть о Савве Грудцыне» и стихотворная «Повесть о Горе-Злочастии», богатая фольклорными мотивами) и плутовские («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Фроле Скобееве»), со свойственными ранней новелле сюжетным динамизмом и натуралистическими подробностями. Особую группу составляют сатирические повести с элементами литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Служба кабаку», «Лечебник на иноземцев»). Широкое распространение получают переводные сборники нравоучительных повестей («Великое зерцало», «Римские деяния») и развлекательных новелл («История семи мудрецов», «Фацеции» см. Фацеция), а также рыцарские романы («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Брунцвике», «Повесть о Петре Златых Ключей»). П. д. эволюционирует от средневекового исторического повествования к беллетристической повести нового времени.
Тексты:
Сиповский В. В., Рус. повести XVIIXVIII вв., СПБ, 1905;
Воинские повести др. Руси, М.-Л., 1949;
Рус. повесть XVII в., [М., 1954];
Рус. повести XVXVI вв., М.-Л., 1958;
Рус. демократич. сатира XVII в., 2 изд., М., 1977;
Сказания и повести о Куликовской битве, Л., 1982.Литература:
Орлов А. С., Переводные повести феод. Руси и Моск. государства XIIXVII вв., Л., 1934;
Старинная рус. повесть, М.-Л., 1941;
Истоки рус. беллетристики, Л., 1970.Д. М. Буланин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.